воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Почему люди платят за гудвилл?

"Сегодня вся конкурентная борьба ведется именно в сфере гудвила. Вокруг него выстроены сложные системы технологий управления конкурентными столкновениями"
 Информационно-аналитический журнал «Бизнес и общество», № 2-3 (39-40), 2007.

Почему люди платят за гудвилл?
В 2002 году Даниэль Канеман  израильско-американский психолог, один из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов получил нобелевскую премию по экономике. Группа Канемана  доказала, что при принятии экономических решений, люди, корпорации и правительства стран опираются не на трезвый экономический расчет, а на привычные стереотипы, эмоциональные предпочтения и случайные внешние подсказки. 

Работа команды исследователей, поставила окончательный крест на теориях менеджмента и маркетинга, которые не опираются на психологическую составляющую принятия решения потребителями


С точки зрения тактической экономической выгоды, мы все похожи на испорченный автомат, который в зависимости от настроения требует за проезд в общественном транспорте то 5, то 15, а то и 500 рублей.
Так ли глупы люди, когда платят за продукт выше его объективной стоимости?
Мы утверждаем - нет.

Мы утверждаем, что в каждый конкретный момент люди платят только за то, что им нужно, и ни цента больше


Оплачивая гудвилл, как разницу между объективной полезностью продукта и его рыночной ценой, человек поступает вполне рационально
Потребитель не кибернетическая система, главной целью которой является получение экономической выгоды. Потребитель - прежде всего человек, ценности которого могут простираться гораздо дальше валютного счета.
 Каждый из нас обладает собственной картиной мира , где есть место и тому «что такое хорошо» и тому «что такое плохо». Понимание этого приводит к инстайту, что выгода может иметь и не экономический характер. Чаще всего так и есть.


Поэтому закономерно, что при принятии решений, потребитель учитывает все свои вероятные выгоды, не ограничиваясь только экономическим аспектом


В 1969 году в издательстве Института конструкторско-технологической информатики РАН была опубликована замечательная работа советских ученых
ВНУТРЕННЯЯ ВАЛЮТА И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ИГРЫ, Техническая кибернетика, 1969, No. 4, с. 29‐33,  В.А. Лефевр, П.В. Баранов, В.Е. Лепский
Выдержка из опубликованной статьи:
«Предположим, что исследователю удалось
схематизировать этот конфликт как некоторую матричную игру. И еще предположим, что исследователь обнаружил, что один из игроков, например X, играет явно не оптимaльно. Если y исследователя нет оснований сомневаться в разумности X, то он должен придти к выводу, что та матрица, которую он построил, не является той «подлинной» матрицей ценностей, которой определяется деятельность X. Этот игрок решает иную задачу оптимизации, не ту, которую «видит» исследователь, имея матрицу в некоторой канонической валюте, скажем, в рублях. Допустим, X несет «внутренний ущерб»,
«страдает», когда его противник проигрывает слишком много, но в то же время он «страдает» и тогда, когда выигрывает слишком мало. B данной работе предполагается, что каждый игрок является своего рода локальным центром социального организма. Ценности других членов коллектива, которому он принaдлежит, влияют на его «ценности». «Боль» других в некотором смысле — его «боль». (Конечно, «коэффициенты» существенно индивидуализированы. У некоторых персонажей они отрицательны. Чужая «боль» трансформируется ими в их индивидуальную «радость»). Регулятивом деятельности является своеобразная «внутренняя валюта», в которую превращается внешняя. C феноменами, требующими для своего понимания введения специальной «внутренней валюты», мы сталкиваемся всегда, когда начинаем анализировать так называемые «нерациональные акты социального поведения». B одних случаях приобретение некоторой официальной валюты наносит ущерб личности в ее собственных глазах, т. e. приобретение уменьшает величину внутренней валюты. B других случаях величина внутренней валюты зависит от  модели других персонажей, окружающих личность. B одних случаях нанесение ущерба окружающим повышает внутреннюю валюту, в других — понижает. Иногда личность может переводить внешнюю валюту, которую получают другие персонажи, в их, других персонажей, внутреннюю валюту, и ее собственная внутренняя валюта будет зависеть от внутренней валюты окружающих. Если предположить объективную сопоставимость внутренних валют, то можно ввести понятие внутренней валюты коллектива, a может быть и общества. B этом смысле каждое действие и явление имеют свою «цену» в зависимости от того, насколько они изменяют общий валютный потенциал. B этой же связи встает сложнейшая этическая проблема выбора специальных коэффициентов, c которыми внутренняя валюта каждого отдельного персонажа должна входить в общую сумму.»

Джонатан Фарлей, математик из Стэнфорда, занимающийся прикладными исследованиями по проблеме национальной безопасности, сказал, что теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр, широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны. Как утверждал сам Лефевр, его рефлексивный подход позволяет в определённых ситуациях переиграть противника, следующего стратегии теории игр.

В статье «Гудвилл – стратегия повышения прибыли» мы приводили выдержки из доклада о конференции по теории самодетерминации (Self-Determination Theory, SDT), прошедшей в Гентском университете (Бельгия,13–16 мая 2010 г.), который демонстрирует, что внутренние валюты потребителя являются основными составляющими, при выборе потребителем того или иного товара в одном сегменте рынка.

Гудвилл  - эквивалент выгоды выраженной во внутренних валютах потребителя



Люди платят за гудвилл, потому, что им это реально выгодно. Просто стоит помнить, что мы люди а не кибернетические системы. У нас у всех есть «какие-то джинсы», у нас у всех есть «какие-то» телефоны. Основные потребности в еде, одежде, связи и пр. удовлетворены. Мы двигаемся по Пирамиде Маслоу вверх, и внутренние валюты приобретают все большое значение с каждым днем.

Авторы статьи Букреев А. Холстинин К.

Следующая публикация о  структуре Goodwill, где бренд, маркетинг или PR всего несколько из многих компонентов системы гудвилл, обладающей эмерджентным свойством

Комментариев нет:

Отправить комментарий