четверг, 15 января 2015 г.

Стартап: Все ошибки сделаны до нас

Терпя неудачи, мы эволюционируем. Это трудно принять в сознании, а еще труднее публично признавать собственные провалы. По этой причине подавляюще большинство книг по бизнесу напоминают рекламные журналы, в которых печатаются выдуманные и выхолощенные истории успеха, и глянцевые фотографии.

 Реальные истории неудач – на вес золота


Это настоящие жемчужины реального опыта. И я снимаю шляпу перед авторами проекта, который послужил поводом для этой статьи. То, что они рассказали о своем стартапе, гарантирует что они просто обречены на успех в следующем проекте.
А теперь давайте посмотрим, что же произошло

Стартап Гетвеар
Ссылка на полный текст статьи приведена в конце страницы, там же приведена ссылка на статью «Семь открытий стартапера». Вместе, эти публикации составляют впечатляющую картину пути, который предстоит пройти любому новому проекту.

Курсивом напечатаны фрагменты статьи «Основатель сервиса по пошиву джинсов Getwear о том, почему им не удалось добиться успеха»

12 января сервис по индивидуальному пошиву джинсов Getwear принял последний заказ — компания объявила о скором закрытии. Сооснователь сервиса Яков Карда написал для ЦП колонку, в которой рассказал о причинах закрытия проекта. Мы успели стать достаточно известными, но не достигли успеха. Вот почему это произошло.

Нужна ли известность до того момента, пока не будет отработана бизнес-модель? Нагнать клиентов — дело не сложное. Разочаровать их – отсутствием вменяемой идеи в вашем продукте ещё легче. Вернуть разочарованных клиентов всегда стоит минимум в четыре раза дороже, чем привлечь новых. И если Ваша ниша не столь обширна, то дело плохо.
Что важно?

Обратите внимание на пункты № 8,9,10. Они стоят после первых семи пунктов и никак не раньше.

Открытие № 4
Это краткая памятка по этапам, которые необходимо пройти, прежде, чем идея дорастет до полноценного стратапа:

1.Анализ рынка и конкурентов

2.Выбор позиционирования

3.Разработка плана PR мероприятий

4.Разработка контент-плана

5.Создание сайта и групп в соцсетях

6.Проведение PR мероприятий, размещение в СМИ

7.Исследования в фокус группах, кастомизация

8.Промдизайн продукта

9.Подготовка и запуск производства

10.Построение системы продаж

  Идея Getwear базировалась на нескольких гипотезах: 

•существует спрос на необычные джинсы,

•люди будут хотеть носить одежду своего дизайна,

•играя в конструктор, пользователи будут привязываться к создаваемым джинсам и их покупать,

• люди будут охотно делиться своими дизайнами в социальных сетях (из любви к искусству и возможности заработать)

•новые пользователи, знакомясь с Getwear через эти ссылки, будут сами «заражаться» привязанностью к джинсам и цикл будет повторяться.

Посмотрев на них, понятно, что мы предполагали рост и развитие за счет вирусных продаж. Если говорить совсем коротко, то Getwear не получился именно потому, что вирусным проект не стал, а спрос на одежду на заказ очень и очень ограничен.

Я верю, что пользователи действительно «заражались» ссылками, но это имеет мало отношения к продажам. Креативная реклама сама по себе продукт, который привлекает внимание. Но, если за этим не стоит ни какой идеи, то «заражение» будет, а вот продаж нет.
Этот эффект известен как эффект «фанатов стартапа»
 Эта категория клиентов искренне и с удовольствием говорит о продукте, но почти не покупает. Об этом просто стоит знать

Вся история Getwear — это попытка оживить голема.

Абсолютному большинству людей любого социального слоя не нужна одежда по собственному дизайну и мерке.

Гипотезы, на которых мы строили бизнес, были неверны, а мы не смогли вовремя это увидеть.

Открытие № 6
С первого раза никогда не выгорает. Не масштабируйте вашу модель бизнеса сразу. Начните с малого. Продайте хоть что-нибудь из вашего продукта. Набьете шишек на этом, но исправите схему. И как только поймете, что продается, только тогда приступайте к масштабированию.

Вам наверно знаком термин MVP — minimal viable product (минимально жизнеспособный продукт). Наверняка в Вашей идее есть ряд определенных предположений о полезности Вашего продукта для людей, что продукт решает какую-то важную проблему потребителей, что люди готовы платить за какое-то из качеств Вашего продукта. Для своего первого MVP вы просто выбираете наиболее значимую гипотезу и проводите дешевый эксперимент для ее проверки.

В конечном итоге финальный продукт – будет суммой нескольких удачных MVP

Начиная бизнес, надо быть честным с собой и исследовать не только рынок, но и клиентов. Только так вы не рискуете потратить деньги и время, делая продукт, который почти никому не нужен. Основной наш актив — это команда, с частью которой мы работаем над новым, чисто технологическим проектом. Мы верим, что закрытие Getwear — это просто остановка по дороге к успеху.

Еще раз снимаю шляпу и соглашаюсь.

Открытие № 5
Самый дефицитный и невосполнимый ресурс – Ваше время. Деньги хотя и не являются уникальным ресурсом, тем не менее, без опыта планирования проектов их так же обычно не хватает стартаперу на всю дистанцию. Не тратьте бессмысленно ни то ни другое, Начните планировать свое дело, пока у вас есть стабильный источник доходов.

Эта правдивая и умная история – неоценимая помощь всем, кто задумывается об открытии своего дела


 
P.S.


Комментариев нет:

Отправить комментарий