Бизнес можно создать на основе любого, доступного вам, уникального ресурса:
административный ресурс – входной билет на рынок доступен не
всем;
финансовый ресурс – условия предоставления займов для вас
лучше средних условий по рынку;
технологический – ваш продукт невозможно или очень дорого
создавать альтернативными технологиями.
Не секрет, что рентабельность любого проекта зависит от
степени уникальности ресурса, на основе которого построена бизнес-модель. И
если с административным и финансовым ресурсами дело так и обстоит, то с
технологическим все не так просто.
Ситуация с технологическим ресурсом в корне изменилась в
90-е годы прошлого века, в связи с развитием цифровых технологий и
робототехники. Запуск, а так же копирование, любого продукта с помощью
роботизированных линий сегодня занимает дни. И стоит ожидать, что этот срок
будет сокращаться.
Выдержка из доклада «Перспективы развития мирового рынка высоких технологий»
«Срок реализации научных открытий: средний период освоения
нововведений с 1885 по 1919 г. составил 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с
1945 по 1964 г. — 14 лет, а в 90-е гг. ХХ в. для наиболее перспективных
открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3—4 года»
Учитывая это, мы могли бы ожидать, что построение бизнеса на
технологическом ресурсе к концу 90-х станет невозможным, потому что копирование
почти любой технологии сегодня не представляет собой трудной задачи. Тем не
менее, мы видим, что именно с 90-х ряд мировых технологических корпораций не
только не потеряли своих клиентов, а наоборот продажи достигают новых высот.
По данным журнала «Fortune»
в 1978 году стоимость 500 ТОП корпораций:
- 80% материальные активы (фабрики, торговые площади и т.п.)
- 20% goodwill
В 1998 году стоимость 500 ТОП корпораций;
- 20% материальные активы
- 80% goodwill
На сегодняшний день отпускная розничная цена технологичных
продуктов (телефоны, компьютеры, лицензионные программы и т.п.) рассчитывается
из схожих пропорций – 20% это себестоимость производства физического продукта,
логистики и затрат на дистрибуцию + 80% это
goodwill компании и продукта.
Так что же выходит, потребитель переплачивает?
Абсолютно нет. Мы четко платим именно за то, что нам нужно.
Просто следует помнить, что клиент это, прежде всего, живой человек, а не
собирательный статистический образ. Для того, чтобы понять, почему мы платим за
goodwill и зачем нам это, необходимо обратиться к исследованиям,
которые проливают свет на то, как осуществляется выбор того или иного продукта
Выдержка из доклада о конференции по теории самодетерминации
(Self-Determination Theory, SDT), прошедшей в Гентском университете (Бельгия,13–16
мая 2010 г.)
«В представленном на
конференции докладе С.Ригби (C.Rigby) было показано, как создателям видеоигр
удается поддерживать мотивацию игроков, удовлетворяя их базовые потребности в
автономии, компетентности и принятии другими людьми. Анализ наиболее
продаваемых и предпочитаемых пользователями видеоигр показал, что они дают
играющим почувствовать себя максимально автономными и компетентными.
Исследование, посвященное мотивации игроков, выбирающих игры-стратегии
(например, Command and Conquer, Civilization), показало, что доминирующая
потребность, которая находит удовлетворение, – это потребность в автономии; в
меньшей степени удовлетворяется потребность в компетентности, потребность же в
близких межличностных отношениях в данном типе игр обычно удовлетворяется лишь
в очень малой степени.
И, наконец,
остановимся на новых данных, полученных в области пятой, наименее известной
российским психологам мини-теории – теории содержания целей (о других
мини-теориях – см. [Гордеева, 2006]). Эта линия исследований была начата в
середине 90-х Тимом Кассером (T.Kasser), аспирантом Рочестерского университета,
работавшим под руководством Ричарда Райана. Кассер и Райан показали –
долговременные жизненные цели людей обычно попадают в одну из двух категорий,
которые, как правило, выделяются при факторном анализе. Одна категория включает
такие цели, как стремление накопить богатство, стать знаменитым и иметь
привлекательную внешность (имидж), то есть касалась внешних показателей
человеческой ценности. Другая категория более прямо соответствует
удовлетворению базовых человеческих потребностей и включает цели, получившие название
внутренних: цели личностного роста, построения близких межличностных отношений
и помощи другим людям и обществу в целом. В эту категорию также зачастую
включается цель поддержания здоровья и хорошей физической формы.»
Чем четче физические характеристики (технические решения,
дизайн и пр.), позиционирование,
стратегия продвижения отражают ментальные запросы целевой аудитории, тем
больший goodwill имеет продукт
Тем большую цену за него готов заплатить
потребитель. Потому, что именно в этом случае, человек приобретает то, что ему
действительно необходимо в данный момент. Нужно помнить, что приобретая
телефон, на самом деле мы лишь отчасти решаем проблему связи, а в большей
степени удовлетворяем свои эмоциональные и ментальные потребности.
Самым действенным инструментом для того, чтобы взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, стоящие перед ними задачи, является – эмпатия
Оригинал статьи с ссылками на источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий